Главное в нашей работе — человек. Как строится Школа родственного ухода, рассказал директор ИДПО Игорь Тимофеев
В январе 2022 года открылась «Школа родственного ухода» — проект Департамента труда и  соцзащиты населения г. Москвы и Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы. Его первым этапом стал образовательный онлайн-курс «Домашний уход», который учит москвичей заботиться о  маломобильных родственниках. Команда Института дополнительного профессионального образования в  непрерывном режиме изучает потребности слушателей, дорабатывает образовательную программу, запускает новые курсы. Как это отражается на изменениях проекта рассказывает директор ИДПО и  куратор «Школы родственного ухода» Игорь Тимофеев.

Директор ИДПО, куратор обучающего проекта «Школа родственного ухода» Игорь Тимофеев

— Проект запускался несколько в другой парадигме, чем он работает сейчас. И сдвиг этой парадигмы произошел как раз благодаря исследованиям и анализу, которые мы начали проводить сразу после запуска.

На старте мы исходили из того, что программа школы будет востребована теми, кто обращается за предоставлением услуги помощника по уходу. Наши специалисты отталкивались от потребностей именно этой целевой аудитории. Но уже после запуска стало очевидно, что основные участники проекта — это те, кто уже осуществляет неформальный (родственный) уход и могли даже не обращаться за помощью к городу.

Мы исследовали данные, опыт и обратную связь по формуле «три П» — платформа, пользователи и персонал.

Платформа. Мы анализировали, как участники проходят наш основной курс «Домашний уход за малоподвижным человеком» и собирали пользовательские сценарии.
Затем связывались с пользователями и уточняли, с какими трудностями они столкнулись, почему они не завершили курс или не приступили к изучению материалов. Это позволило нам понять какие реальные ожидания от данного курса у пользователей. На основании полученных выводов мы переделали траекторию обучения, изменили некоторые элементы и условия прохождения курса.

Пользователи. Мы собираем достаточно подробные данные о том, какая ситуация у человека: какие трудности в уходе, насколько давно ухаживает, информацию о сопутствующих нозологиях и другие проблемы, которые есть у заявителя. На основании этих данных мы смогли определить, чем проект еще может быть полезен наибольшему количеству заявителей. И это позволило нам расставить приоритеты в запуске новых услуг. Поэтому следующим образовательным продуктом у нас появилась программы «Деменция: оценка, подходы и качество жизни», а также началась работа с Московской службой психологической помощи.

Персонал. Мы также собирали обратную связь от сотрудников проекта: руководителей районных школ родственного ухода, тренеров по долговременному уходу. С каждой группой мы встречались отдельно, узнавали их опыт взаимодействия с участниками, с какими трудностями они сталкиваются и какими находками они могут поделиться. После проведенных сессий мы инициировали дополнительное обучение для тренеров, изменили некоторые процессы обучения и стали больше внимания уделять информированию участников об услугах тренеров.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, что значит дилемма «регламент или человек»?

— Мы сделали много открытий в процессе реализации проекта и, конечно, не могли оставить их без внимания. Нам необходимо быстро реагировать на потребности и обратную связь, чтобы наши пользователи, жители города, получали максимально качественную услугу. Но вместе с тем весь процесс определяется нормативными документами, которые, не всегда совпадают с теми открытиями, которые мы делали по ходу исследования.

Поэтому мы часто оказываемся перед выбором — делать так как прописано в регламенте или делать так, как лучше человеку. И дело здесь не в том, что «клиент всегда прав» или слепо идти за его желаниями. По идее мы можем сохранять статус-кво, не пускаясь в исследования, но нам кажется, что в такой чувствительной теме это невозможно. Нам кажется, что опыт человека важнее.

Чему можно научиться в «Школе родственного ухода»?

— Проект создан в помощь людям, которые ухаживают за родственниками, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию. Участники проекта проходят образовательные онлайн-курсы «Домашний уход за малоподвижным человеком», «Деменция: оценка, подходы, повышение качества жизни», разработанный специалистами ИДПО. Мы собрали основные алгоритмы действий при кормлении, купании и умывании. Также рассказываем о технике перемещения в кровати, особенностях коммуникации и обустройства квартиры. Еще даем универсальные комплексы физических упражнений, правила взаимодействия с человеком, страдающим деменцией, рассказываем, как создать среду, в которой у подопечного будет максимально качественная, комфортная и безопасная жизнь. На данный момент более 500 человек заявились в проект «Школа родственного ухода».

В чем преимущество проекта?

— Мы специально разработали онлайн-курсы, потому что знаем: забота о малоподвижном человеке требует много времени. Ухаживающие за ним родственники чаще всего не имеют возможности очно посещать занятия. Обучение строится в формате видеоуроков, а также небольших проверочных заданий. Это удобно, ведь ролик всегда можно поставить на паузу, попрактиковаться и вернуться обратно к уроку. В видеоматериалах нет сухой теории, эксперты показывают основы ухода в жизненной ситуации. Кроме того, после завершения занятий с участником проекта связывается тренер по долговременному уходу территориального центра социального обслуживания района. Он отвечает на возникшие в процессе обучения вопросы, корректирует навыки. При необходимости выезжает на дом и помогает разобраться со сложностями на месте.
Сейчас над проектом трудится целая команда специалистов. Сколько человек задействовано? Какой у них функционал?

— Действительно, над проектом работает большая команда. Часть специалистов напрямую и почти 100% времени уделяют проекту, а еще больше людей соприкасаются с ним в той или иной мере, совмещая с другими задачами. Думаю, что в общей сложности это более 50 человек.

У нас есть руководитель и менеджер проекта, которые ведут всю операционную работу и работают с заявками (обрабатывают анкеты, назначают обучение, взаимодействуют с участниками). В тесной связке с ними работают преподаватели Центра компетенций по обучению социальных работников, команда дистанционного обучения и техподдержки ИДПО, тренеры по уходу и руководитель школ в районах Москвы.

Огромную роль играет команда Департамента труда и социальной защиты Москвы. Ключевым куратором изменений в системе долговременного ухода, идейным вдохновителем проекта является заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты Москвы Павел Келлер, а нашим постоянным партнером, активным участником проекта — Управление организации социального обслуживания на дому во главе с Оксаной Романовой.

Расскажите, как сейчас развивается проект?

— Основной фокус работы нашей команды сейчас — это развитие содержательного наполнения проекта. Мы готовим еще несколько курсов для слушателей, в которых расскажем о правилах использования технических средств реабилитации, особенностях опеки над совершеннолетними, а также о сопутствующих нозологиях (диабет, онкология и другие). Мы знаем, что для людей, которые осуществляют неформальный уход, стоит очень остро проблема выгорания, поэтому формируем механику оказания психологической поддержки нашим слушателям.

Конечно, мы развиваем и основной курс, в него войдут дополнительные наглядные и методические материалы, которые будут доступны всем участникам. Планируем протестировать очный формат занятий в нашем симуляционном классе.

В этой связи мы будем рады любым предложениям и партнерствам, которые помогут обогатить проект, сделать его полезнее для людей.